Суббота, 23.09.2017, 17:24
Приветствую Вас, Гость

Осанка и её значение для укрепления здоровья детей

Что такое осанка?

Осанка – это  привычное положение тела человека в покое и при движении.  Формируется осанка с самого раннего возраста и зависит от гармоничной работы мышц костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, равномерности их развития.

Нормальная, правильная осанка хорошо сложенного человека характеризуется собранностью, подтянутостью, голова держится прямо, живот подтянут, ноги разогнуты в коленях и тазобедренных суставах. Правильная осанка -залог хорошего физического развития, крепкого здоровья.

Нарушение осанки  влечёт за собой ухудшение всех функций организма, а иногда может привести к серьёзным заболеваниям, особенно в период роста, могут:

·        Вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышенную утомляемость, снижение аппетита;

·        Ухудшить деятельность органов дыхания, кровообращения, пищеварения, мочевыделения.

Нарушение осанки не только обезображивает фигуру, но и затрудняет работу внутренних органов (сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта), ухудшает обмен веществ и снижает работоспособность.

Нарушение осанки – это и сутулость, и сколиоз, и кифозы и плоскостопие. Нарушение осанки – плохо развиты мышцы спины, живота, шеи.

Причин неправильной осанки много:

1.     привычка стоять с опорой на одну и ту же ногу (позвоночник изгибается на одну сторону),

2.     неправильная походка (с опущенной головой, свисающими плечами, согнутой спиной и ногами),

3.     неправильная поза за столом (высота стола и стула должна соответствовать росту ребёнка),

4.     ношение тяжести в одной и той же руке,

5.     если мама ведёт всегда малыша за одну и ту же руку, это тоже ведет к нарушению осанки,

6.     долгие просмотры телепередач, компьютерные игры,

7.     нарушения начинаются уже в 5-6 месяцев, когда начинают присаживать малыша, который ещё не научился поворачиваться самостоятельно,

8.     ползание – подготовка ребенка к вертикальному положению, и, если ребенок,                  не ползая, начинает ходить, тоже может произойти нарушение осанки,

9.     на нарушение осанки влияет питание (в пище должно быть достаточно кальция, т.к. он укрепляет кости).

         Важнейшим средством профилактики и лечения нарушения осанки является занятия физическими упражнениями на все группы мышц. Следить, чтобы при ходьбе дети держали голову прямо. Высоко поднятая голова – это не простое техническое требование, такое положение увеличивает общий тонус мышц, улучшает кровообращение. В процессе занятий последовательно решаются следующие задачи, определяющие  подбор упражнений:

·        Укрепление мышечной системы и развитие силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса.

·        Формирование правильной осанки.

·        Формирование и совершенствование координации движений.

·        Исправление дефекта осанки.

Чтобы повысить эффективность занятий, у детей нужно воспитывать дисциплинированность и сознательное отношение к выполнению упражнений и требованиям гигиены.

Нужно воспитывать у детей правильную осанку перед зеркалом или у стены. Для воспитания правильной осанки врачи советуют после сна ходить на носках босиком с книгой на голове 6 кругов по комнате, руки в стороны. Обязательно одевать детей по погоде. Детям, у которых нарушение осанки, обязательно нужно делать массаж – курс 10 дней  (в нашей больнице есть массажный кабинет). Спать детям на раскладушках нельзя. Постель должна быть твердая и маленькая подушка. Также в нашей больнице есть кабинет по лечебной физкультуре, где можно заниматься или получить консультацию.      

Комплекс упражнений при сутулости

      Проверка и воспитание навыков правильной осанки, стоя лицом и боком к зеркалу.

1.     Ходьба обычная с правильной осанкой, на носках — руки в стороны, на внешней стороне стопы – руки на поясе,  на пятках – руки за голову, локти в сторону.

2.     И.П. Ноги вместе, кисти к плечам. Потянуться, выпрямить руки вверх – вдох, вернуться в исходное положение –  выдох. 6-7 раз.

3.     «Гуси пьют водичку». И.П. ноги вместе, руки на поясе. Наклониться вперёд с прямой спиной – выдох, вернуться в И.П. – вдох. 5-6 раз.

4.     «Воробушек». И.П. ноги чуть расставлены, кисти к плечам. Круговые движения, вращения в плечевых суставах. 6-8 раз.

5.     Приседания. Выполнение – присесть на носках с прямой спиной, руки в стороны – выдох, вернуться И.п. – вдох. Повторить 4-5 раз.

6.     Лежа на животе – рыбка. Руки под подбородком, ноги вместе. Поднять голову и руки, отвести плечи назад – вдох, И.П. – выдох.

7.     «Велосипед» на спине. Ноги вместе, руки за головой. Движение ногами, как при езде на велосипеде. До усталости.

8.     И.П. тоже. Волна. Согнуть ноги, подтянуть колени к животу, выпрямить, согнуть и положить. 4-5раз.

9.     «Самолет». Лёжа на животе. И.П. Руки под подбородком, ноги вместе. Поднять голову и грудь, развести руки в стороны – вдох, И.П. – выдох. 6-8раз.

10.    Лёжа на спине. «Пистолет» И.П. руки за головой, одна нога согнута. Вторая прямая под углом 45 градусов к полу. Сменять положения ног.

11.    На четвереньках. Согнуть руки, коснуться подбородком пола – выдох, И.П. – вдох. (При сгибании рук, сводить лопатки). 4-6 раз

12.    На четвереньках. Поочерёдное поднимание ног. Следить за дыханием.

13.    На спине. «Ножницы». И.П. – руки вдоль туловища, или за головой. Выполнять движение прямыми ногами сверху вниз.

14.    Ходьба с различным положением рук.

15.    Контроль за осанкой и воспитание правильной осанки у зеркала или у стены.